Александровский муниципальный округ Бардымский муниципальный округ Березовский муниципальный округ Большесосновский муниципальный округ Верещагинский городской округ Гайнский муниципальный округ Горнозаводский городской округ Город Березники Город Пермь Городской округ "Город Кизел" Губахинский муниципальный округ Добрянский городской округ Еловский муниципальный округ ЗАТО Звездный Ильинский городской округ Карагайский муниципальный округ Кишертский муниципальный округ Косинский муниципальный округ Кочевский муниципальный округ Красновишерский городской округ Краснокамский городской округ Кудымкарский городской округ Куединский муниципальный округ Кунгурский муниципальный округ Лысьвенский городской округ Нытвенский городской округ Октябрьский городской округ Ординский муниципальный округ Осинский городской округ Оханский городской округ Очерский городской округ Пермский муниципальный округ Сивинский муниципальный округ Соликамский городской округ Суксунский городской округ Уинский муниципальный округ Чайковский городской округ Частинский муниципальный округ Чердынский городской округ Чернушинский городской округ Чусовской городской округ Юрлинский муниципальный округ Юсьвинский муниципальный округ
Округ
История Символика Устав Красновишерского городского округа Почетные граждане Доска Почета Доска почета - 2023 Доска почета - 2022 Доска Почета - 2021 Доска Почета - 2020 Доска Почета - 2019 Доска Почета - 2018 Доска Почета - 2017 Доска почета - 2016 Доска почета - 2015 Доска почета - 2014 Доска почета - 2013 Доска почета - 2012 Доска почета - 2011 Доска почета - 2010 Сельские старосты Нормативные правовые акты Информация об институте старост Конкурс "Лидеры общественного самоуправления" Старосты Коми-язьвинский народ Коми-язьвинский народ События Медиа Фотогалерея Видеоматериалы Награды Туризм Туризм Туристическая навигация Красновишерск в 3 D Гостиничные услуги Экскурсии Кафе Безопасность туристов Туристические маршруты Транспортное сообщение Сайты Карта Карты основных сплавных рек Пермского края Плата за посещение ООПТ Для жителей
Деятельность
Кадры Кадровое обеспечение Порядок поступления Квалификационные требования Конкурсы Вакансии Резюме Муниципальный контроль Муниципальный контроль Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль Муниципальный земельный контроль Муниципальный лесной контроль Муниципальный жилищный контроль Муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения Муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве Муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства на территории Красновишерского городского округа Досудебное обжалование Инфраструктура Инфраструктура ЖКХ Жилищные отношения Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Дорожная деятельность Градостроительство Градостроительство Территориальное планирование Градостроительное зонирование Программы комплексного развития территории Информация о подготовленных и выданных документах градостроительной деятельности ИСОГД Архив Имущественные отношения Имущественные отношения Памятка птичий грипп НПА Поддержка СМБ Торги на пользование имуществом Торги по продаже муниципального имущества Выявление правообладателей ранее учтенных объектов Установление владельца бесхозяйного имущества Земельные отношения Земельные отношения Торги земельных участков Решения о размещении объектов Информация Сведения о недвижимом имуществе Многодетные семьи Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости Долевая собственность Благоустройство Благоустройство Обращение с твердыми бытовыми отходами Информационные материалы Финансовое управление Финансовое управление Исполнение бюджета Бюджет Красновишерского ГО Бюджет для граждан Контрольная деятельность Единая учетная политика органов местного самоуправления Планы Отчеты Закупки Закупки Архив Архив Публикации Поиск родственников неизвестных солдат Красновишерцы-участники Великой Отечественной войны Красновишерцы в составе 10-го Уральско-Львовского добровольческого танкового корпуса 75 летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ посвящается... 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается... Памятные даты 80 летие образования Красновишерского района Красновишерскому району - 75 Проверки Нас проверяют Мы проверяем Выборы Выборы Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия ТИК НПА Персональные данные Для операторов, являющихся государственными или муниципальными органами Для организаций Для субъектов персональных данных Персональные данные
Противодействие коррупции
Администрация округа Администрация округа Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции Антикоррупционная экспертиза Методические материалы Формы документов Сведения о доходах, расходах Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Информация о реализации мероприятий по противодействию коррупции Сообщить о фактах коррупции Финансовое управление Финансовое управление Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции Антикоррупционная экспертиза Методические материалы Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения Комиссия по противодействию коррупции Сведения о доходах, расходах Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению служащих Финансового управления Муниципальные правовые акты Информация о противодействии коррупции Информация о реализации мероприятий по противодействию коррупции Противодействие коррупции в подведомственных организациях Противодействие коррупции в подведомственных учреждениях Противодействие коррупции в подведомственных учреждениях Локальные правовые акты в сфере противодействия коррупции, в том числе план подведомственной организации по противодействию коррупции Информация о реализации мероприятий по противодействию коррупции Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения Обратная связь для сообщений о фактах коррупции Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные руководителем учреждения
Социальная сфера
Образование Образование Материалы для использования при подготовке к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022-2023 учебном году Перечень образовательных учреждений Реестр учреждений, предоставляющих услуги культурно-массовой и спортивной направленности, дополнительного образования Дополнительное образование Культура Культура Национальный проект "Культура" Социальный кинозал Документы Доступная среда Доступная среда Нормативно-правовые акты Координационный совет КДН и ЗП КДН и ЗП Профилактическая работа Безопасное детство Постановления Здравоохранение Здравоохранение Спорт Спорт Учреждения, осуществляющие физкультурно-спортивную деятельность ГТО Документы ЗАГС ЗАГС О секторе Новости ЗАГСа Госпошлина Предоставление услуг Надзорные органы Законодательство Информационные и аналитические материалы Административные регламенты Статистика Результаты проверок Красновишерский краеведческий музей Красновишерский краеведческий музей Отдых и оздоровление детей Отдых и оздоровление детей Социальная защита Социальная защита Служба социальных участковых Демографическая политика Демографическая политика Межнациональные и межконфессиональные отношения Межнациональные отношения 2024 год Национальный состав Красновишерского городского округа по данным Всероссийской переписи населения 2020 года Памятки по профилактике экстремизма и терроризма Миграционное законодательство Межконфессиональные отношения Архив Общественные организации Общественные организации Социальное партнерство Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений Межведомственная комиссия по предотвращению социальной напряженности в Красновишерском городском округе Поддержка СО НКО РЕЕСТР СО НКО Конкурс СО НКО Молодежная политика Молодежная политика Добровольчество Добровольчество Экология Экология Безопасность Безопасность Гражданская защита Гражданская оборона Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций Учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Органы управления муниципального звена территориальной подсистемы Единой системы предупреждения и ликвидации ЧС Пожарная безопасность Противодействие терроризму Профилактика правонарушений Антинаркотическая политика Поддержка участников специальной военной операции и членов их семей
Экономическое развитие
Экономика и бизнес Статистика ТОС Оценка регулирующего воздействия Оценка регулирующего воздействия Нормативная правовая база по оценке регулирующего воздействия, в том числе по экспертизе ОФВ Публичные обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов Заключения по оценке регулирующего воздействия Экспертиза (ОФВ) действующих МНПА Типовые формы документов для проведения процедур Проекты НПА Малое и среднее предпринимательство Малое и среднее предпринимательство Новости бизнеса Статистические данные Инфраструктура поддержки субъектов МСП Цифровая платформа МСП Совет по предпринимательству Имущественная поддержка Социальное + молодежное предпринимательство Финансовая поддержка Государственные программы (подпрограммы) РФ Национальный проект Малое и среднее предпринимательство Перепись малого бизнеса Развитие сельского хозяйства Развитие сельского хозяйства Развитие конкуренции Развитие конкуренции Нормативные документы Антимонопольный комплаенс Потребительский рынок Потребительский рынок Маркировка Перепись населения 2020 Перепись населения 2020 Инвестиционная деятельность Инвестиционная деятельность Инвестиционные предложения Инвестиционный портал Пермского края Инвестиционный уполномоченный Меры государственной поддержки инвесторам Муниципальные контакты Реестр инвестиционных площадок Реестр инвестиционных проектов Совет по улучшению инвестиционного климата Сопровождение инвестиционных проектов МОНОГОРОД МОНОГОРОД Финансовая грамотность Финансовая грамотность Социально-экономическое развитие Нормативные правовые акты

Порядок обжалования НПА

Порядок обжалования муниципальных правовых актов


В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В соответствии с ст. 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено, в том числе судом.

Законодательство Российской Федерации разделяет муниципальные правовые акты на нормативные и ненормативные.

Нормативный правовой акт - изданный в установленном порядке документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
Правовые акты, не отвечающие указанным требованиям, являются ненормативными.

Порядок обжалования нормативных правовых актов закреплен в Кодексе Административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В соответствии с главой 21 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы  и законные интересы.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления или должностного лица подаются по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 209 КАС РФ (требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим). Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного статьей 298 КАС РФ для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов.

В соответствии с требованиями главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально (далее – ненормативные муниципальные правовые акты) содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Предметом обжалования в суде могут быть ненормативные муниципальные правовые акты, если в результате их принятия:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, организация, иное лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, если иной срок неустановлен КАС РФ.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца со дня поступления административного искового заявления в суд.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) ступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 КАС РФ.

Некоторые ненормативные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц обжалуются в порядке арбитражного судопроизводства. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ с учетом особенностей, установленных главой 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Заявление о признании ненормативного муниципального правового акта недействительным должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 199 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Документы для скачивания